lutik_ru: (Default)
[personal profile] lutik_ru


Вот тут идёт уже вторая разборка на тему образования. Речь зашла о школьных олимпиадах и я вспомнила одну историю, случившуюся со мной в последний год учёбы в школе...

Короче, решили у нас в школе провести олимпиаду (не ржать!) украинского языка и литературы. Ну да, естественно, хто у нас в классе лучше всех знает укряз? Выбрали одну русскую девочку, дочь военного, начавшую посещать уроки украинского языка и литературы всего год назад (до того у неё было освобождение) и меня (дочь евреев с красивой фамилией на "ко"). Почему у русской девочки было освобождение? Потому, что в советские времена это называлось "родным языком", а поскольку для детей русских военнослужащих, сосланных на Украину, родным украинский не являлся, их освобождали от изучения украинского и они валяли дурака вместо уроков. Поскольку школа не могла предоставить мне изучение иврита или идиша, меня тоже теоретически можно было от украинского отмазать. Когда я услыхала эту мыслю - очень обрадовалась. Но папа сказал, что языки лишними не бывают. И пошла я учить укряз и укрлит, как все нормальные люди. Ничё так училась, никого не трогала. Вдруг в выпускном десятом классе (тогда его переименовали в 11-й, хотя 10-го у нас не было) нашей украинке (так мы называли училку укряза) стукнуло в голову поиграть в олимпиады. Сначала была олимпиада по школе, потом по микрорайону, потом по району, потом по городу... Кажется так. Или по микро не было, а была по республике... Вот не помню, на какой меня замкнуло... То ли на Киевской Области, то ли на республиканской. Точно была уже не городской, т.к. туда приезжали люди из других городов. Но для меня она была последней. Дальше меня не погнали, славтегоспади. Короче, если до того надо было что-то там делать, то для победы в последней я не сделала практически ничего. Рассказываю по порядку.

Крутые (уровня города и выше) олимпиады проходили так. Писалась большая работа на красивом украинском языке на редкую и интересную тему, представляющую какую-то ценность для города, области или республики (смотря куды лезешь). Училка нам дала список тем, я выбрала тему и пошла думать. Долго я думала... Выбрала на свою голову. Тема оказалась очень необычной, а главное - редкой. Украинская диаспора в мире. Я щас не буду рассказывать, как я и мои родители бегали по городским библиотекам, пытаясь хоть что-то об этом найти (Гугля тогда ещё не было). Не буду рассказывать, как каждый раз, найдя единственный в городе экземпляр книжки, которую естессна не выдавали на руки, я пропадала днями в библиотеке... Короче, написала я чегойта. Было там немножко про украинцев в Австралии, немножко про ещё где-то, но ключевую роль в работе сыграла... Канада. Вам смешно? Так это ещё не самое смешное. Самая большая в Канаде украинская община находится в Виннипеге. Короче, у меня работа была в основном про Виннипег. Тогда это для меня было пустым звуком, но приехав в Виннипег, я поняла, о чём тогда писала.
Вы скажете, а нафига мне лично это нужно было? А за это ставили пятёрки по укрязу и укрлиту в году без сдачи выпускных экзаменов. Это мне тогда так сказали. Никто ведь не знал, что к концу года отменят экзамены и введут государственные тесты, от которых отмазаться невозможно...

Короче, написала я работу, послали её куды надо. Там все работы рассматривала какая-то комиссия и выбирала претендентов на победу. Потом претенденты приезжали защищать свои работы. Им задавали какие-то вопросы, они отвечали... Потом присуждали почётные и понечётные места. Так было каждый раз, на каждой олимпиаде. Кроме последней. Перед последней я жутко заболела. У меня была дикая ангина, я не могла разговаривать, лежала в постели и умирала. Но меня это не спасло. Украинка сказала, что ехать надо. И мы поехали. Помню как сейчас: на улице дикий мороз, у меня температура около сорока. Едем на общественном транспорте. Ну да. А на чём же ещё могут ездить главные хохлы города? Коллектив всё тот же: жЫдовская морда я, русская дочь военнослужащего и наша украинка.

Приезжаем. Народу тьма. Украинка прислоняет меня к стеночке и быстренько с криками "дайте сесть, тут человеку плохо" находит нам 3 стула. Мы садимся и начинаем ждать. На сцену выходили дети, читавшие стихи собственного сочинения. Мне тогда показалось, что я там совсем не в тему со своей виннипежской работой и у меня вообще не было бы шансов даже если бы я могла говорить. А я не могу! Ну и какого же чёрта я тут сижу?! Я пару раз шепнула украинке, что у меня нет шансов. Потом, чтобы она пожалела мальчика, приехавшего из какого-то Загромотья в Киев и пишущего отличные стихи. "У них у всех украинский - родной язык! Они на нём мыслят и пишут стихи! Куда я лезу?!" Украинка меня каждый раз затыкала и мы продолжали сидеть. Не помню, сколько часов мы там просидели. В какой-то момент мне всё  стало пофиг, я устроилась поудобнее... Что было дальше - не помню. Помню только, что украинка начала меня пинками выгонять с тёплого и уютного насиженного места. Видимо, сообразив, что поднять меня мало, надо ещё и заставить перебирать ногами, украинка взяла меня под руку и потащила на сцену. Мы вышли. Со мной поздоровкались члены жюри. Я кивнула. Потом встало какое-то то-ли тётенько, то-ли дяденько (не помню, а может я и не уловила тогда этих мелочей) и вкратце рассказало о том, кто я и чего понаписывала.
- Цэ так? - обратилось ко мне то-ли тётенька, то ли дяденька, зачитавшая рецензию к моей работе.
Я снова кивнула.
- А скажыть мэни, шановна... - начал сидящий неподалёку дяденька, один из членов жюри, - чому вы выбралы таку тему?
- Кхы-кхы... кхы-кхы-кхы, - сказала я.
- Мы слухаем... - сказало жюри.
- Я не могу разговаривать, - прошептала я почему-то по-русски.
- Шановнэ жюри, - вдруг защебетала моя украинка....

Она говорила долго. Суть её рассказа заключалась в том, что я - дочь военных и украинский язык для меня не родной. Я всего один год его изучаю и уже достигла колоссальных успехов: свободно разговариваю и очень хорошо пишу, в чём уважаемое жюри могло убедиться, взглянув на мою великолепную виннипежскую работу. А сейчас я очень серьёзно болею и, невзирая на плохое самочувствие и высокую температуру, явилась таки пред светлыя очи жюри, дабы защитить честь школы, района и города. Поэтому давайте отпустим бедного ребёнка домой, ему плохо.
После чего она снова взяла меня под руку и потащила в зал. Не помню, сколько мы потом ещё ждали и как защитилась моя одноклассница. Помню только, что после моего выздоровления на одном из уроков укряза, украинка всему классу сообщила, что я взяла таки первое место. Я тут же поймала изумлённые взгляды настоящих хохлов, хохлов до мозга костей, у которых "бабушки по-украински разговаривали!" Некоторые даже возмутились. Мол, как это так, еврейка заняла первое место на украинской олимпиаде. Но ничего не поделаешь. Работу про Канаду написала таки еврейка.

Да, самое главное. У меня был просто офигенный приз. Я могла поступить в университет на факультет "мовознавства" без экзаменов. Ну и чё я попёрлась в этот Израиль? Могла ведь большим человеком в Киеве стать!


Date: 2010-12-08 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] umemi.livejournal.com
Интересная история) Моя олимпиада по географии(которую я, к слову, терпеть не могла), закончилась быстро - я пришла одна))))

Date: 2010-12-08 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Ха-ха! Приз зрительских симпатий за самую короткую историю об олимпиаде!

Date: 2010-12-08 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] umemi.livejournal.com
:))))

Ощущение облегчения помню до сих пор) Ура! Не придется делать вид, что я чего-то там особо понимаю. Но что-то мне еще было халявное обещано, что не помню уже, но было выполнено обещание)

Date: 2010-12-08 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Хорошо ты устроилась. И обещание выполнили, и делать ничего не пришлось. :-)

Date: 2010-12-08 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] umemi.livejournal.com
ага, подвезло)
(deleted comment)

Date: 2010-12-08 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
И не говори. Виннипег - наше ффсё. :-)
Как по мне, так проще чегойта сесть и написать, чем отвечать на рандомально сыплющиеся на тебя вопросы.

Date: 2010-12-08 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] polivalka.livejournal.com
слушай, какая интересная история!!!
и а самое главное про Виннипеге писала работу!

а от украинского у нас евреев как раз и не освобождали. русских легко, татар, казахов всяких, без проблем. а евреи были обязаны изучать украинский. удивительно еще то, что я ведь тоже жила и училась в Киеве :)))

Date: 2010-12-08 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Да, прикольно получилось. Я только приехав в Виннипег вспомнила, где про него раньше слышала. :-)

Я не знаю, может и не освободили бы. Мы просто теоретически дома этот вопрос обсуждали. У нас вроде тоже евреи учили, но почему - ни разу не спрашивала. Может и сами захотели, а может не знали, что есть такой вариант. Я только знаю точно, что это работало для детей военнослужащих. Остальные неукраинцы у нас украинский учили.
Edited Date: 2010-12-08 10:21 pm (UTC)

Date: 2010-12-08 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] polivalka.livejournal.com
да, дети военнослужащих у нас украинский тоже не изучали.

п.с. а вы где в Киеве жили? :)

Date: 2010-12-08 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
на Воскресенке :)
А вы?

Date: 2010-12-08 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] polivalka.livejournal.com
мы на Нивках, Святощенский Район.
а бабушка с дедушкой в Дарнице жили.

Date: 2010-12-08 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Да знаю я, хто такие Нивки :-)
(задумчиво) Дарница - она совсем рядом. :)
Edited Date: 2010-12-08 10:34 pm (UTC)

Date: 2010-12-08 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] polivalka.livejournal.com
а я к своему стыду, совсем не помню где была Воскресенка, хоть название и помню. :(

Date: 2010-12-08 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Ватутинский район, неподалёку от Троещины

Date: 2010-12-08 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] from-arh.livejournal.com
классная история! написано - просто блеск :-)))

слушай, а что правда, даже в те времена можно было (хотя бы теоретически) иврит или идиш вместо мовы изучать?

Date: 2010-12-08 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
1. Спасибо!
2. В том то всё и дело, что нет. В школах такого не преподавали, поэтому теоретически можно было просто от мовы освобождение получить. Но мне тут выше сказали, что могло и не прокатить. :-)
Edited Date: 2010-12-08 11:06 pm (UTC)

Date: 2010-12-08 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] kuklamasha.livejournal.com
Надо же! Удивила про Виннипег! Я лет 7 назад не знала о существовании такого города, но всё равно в него попала:)
Я, кстати, была освобождена от украинского:)

Date: 2010-12-09 02:50 am (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
И как ты от него отмазалась? Из-за национальности или нет?

Date: 2010-12-09 03:38 am (UTC)
From: [identity profile] kuklamasha.livejournal.com
У нас в Днепропетровске евреев освобождали. Муж мой тоже был освобождён:)

Date: 2010-12-09 04:31 am (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Тунеядцы и прогульщики :-)
Edited Date: 2010-12-09 04:31 am (UTC)

Date: 2010-12-08 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-mom1966.livejournal.com
А мне бы сегодня очень хотелось почитать свои олимпийские опусы по произведениям В. Распутина
да и сами произведения неплохо бы перечитать. Интересно сто меня так поражало в 15 лет...
Я дошла до третьего тура республиканской олимпиады... Приехали мы в тартуский универ...
Человек 50. И нам задали написать ЭССЕ. Точно постановку темы не помню, но связана с творчеством выдранного писателя. Я помню что я сидела и про себя думала:" что же это значит- эссе?"
но писать - то надо... Я не помню что я писала, но помню ощущения своих страданий и неуверенности...
В итоге после этого эссе я передвинулась с 20 на 6 место в общем зачете. И меня даже наградили каким - то альбомом репродукций...
А потом мы присутствовали на настоящей университетской лекции Лотмана...
Я даже после этого хотела в тартуский университет поступать, на филологический:-)))

Date: 2010-12-09 02:52 am (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Вот видишь, и в тебе умер филолог :-)

Date: 2010-12-09 03:21 am (UTC)
From: [identity profile] simply-mom1966.livejournal.com
Задушили!
Советской действительностью! Советский Инженер- это звучит гордо!
Во мне всегда боролся гуманитарий с математиком, а победил-то - Химик!:-)))
Но говорят, кем мы в детстве мечтаем быть - это и есть наше предназначение... а я не помню никаких мечт кроме "учительницы"....

Date: 2010-12-09 04:29 am (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Ха-хаааа! Вот ты и стала учительницей! :-)
(шёпотом) Какой кошмар! Моя дочь когда-то хотела стать водителем автобуса. Правда, сейчас вроде хочет быть учительницей музыки.
А я когда-то хотела стать медсестрой... Но мне плохеет от вида крови! Так что это точно не моё. :)

Date: 2010-12-09 02:23 am (UTC)
From: [identity profile] israsar.livejournal.com
"А если бы я умел писать, я бы давно работал бы на заводе в Харькове" - с грустью ответил миллионер.

Date: 2010-12-09 02:53 am (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Точно! :-)

Date: 2010-12-09 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mermaid-e.livejournal.com
Классно пишешь! А я все по математическим олимпиадам ходила, но чет не помню результатов, помню, что очень нравилось. А кем я хотела быть в детстве - стыдно признаться сейчас, неужели это и есть моя настоящая сущность?
Кстати, Лондон - под снегом, а до нас так и не дошел совсем!!!

Date: 2010-12-09 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Как не дошёл?! У вас ещё не было снега? Совсем?
У нас такой снегопад был! До сих пор снег лежит.

Date: 2010-12-09 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mermaid-e.livejournal.com
Е..., в Лондоне (Онтарио) выпала почти 2 метра снега, у них все закрыто, а это как раз на пути к нам! Но у нас не было ни снежинки! Хочу снега!

Date: 2010-12-09 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Лондон же вроде далеко от вас...

Date: 2010-12-09 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mermaid-e.livejournal.com
1.5 часа езды. Хочу помахать лопатой.

Date: 2010-12-09 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Ну, можно на огороде что-то выкопать :)

Date: 2010-12-09 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] unotlazy.livejournal.com
Интересно, что у нас в школе литовский язык был обязательным предметом для всех с 1го класса. А вот История моего народа - нет, не обязательный. Только для литовцев, коих в нашей русско-еврейской школе нашлось человека 3. Несчастные.

Date: 2010-12-09 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] lutik-ru.livejournal.com
Странно. У нас историю Украины все учили...

Date: 2010-12-09 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] raffal.livejournal.com
РЛО вошло в твою жизнь еще в детстве ! Наш человек !

:-)

Date: 2010-12-09 08:30 pm (UTC)

Profile

lutik_ru: (Default)
lutik_ru

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 28th, 2026 09:47 am
Powered by Dreamwidth Studios